Нарушения речи

Под нарушением речи понимают расстройство речевых функций, препятствующее полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. Оно может возникать как при нормальном интеллекте и слухе, так и сопровождать их нарушения.

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи у детей принято делить на две группы.

  • Органические причины связаны с неправильной работой отвечающих за речь отделов коры головного мозга, патологиями речевого аппарата (травмы головы, инфекции ЦНС, операции на голосовых связках, органах рта, аномалии развития, наследственные заболевания).
  • Функциональные причины обусловлены стрессами, психотравмой, отсутствием условий для формирования речи у ребенка.

Нарушения речи могут развиваться первично и на фоне какого-либо заболевания.

Классификация нарушения речи и их коррекция

  1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном слухе и интеллекте.

Моторная Алалия – недоразвитие экспрессивной речи, а так же аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в замене сложных артикуляционных дифференцировок более простыми.

Сенсорная Алалия — недоразвитие импрессивной речи, т.е. разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, нарушается понимание речи окружающих.

Логопедическая коррекция: специально выстроенная система логопедических занятий, способствует развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой алалии. Процесс направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания (операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом) только в игровой форме с использованием дидактического материала, различной символики. Так же, уделяется внимание как мелкой, так и общей моторике (ритмика и логоритмика, на материале гласных звуков первого порядка, а так же уточнение и закрепление артикуляционных позиций звука). Комплексное воздействие направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков. Логопедический массаж показан большинству детей с Алалией, направлен на воздействие на артикуляционную мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения.

  1. Дизартрия – нарушение звукопроизношения, вследствие нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, на фоне поражения ЦНС.

Псевдобульбарная – характеризуется параличом лицевой мускулатуры, общей и мелкой моторики. Нарушена лицевая мускулатура с проявлением нарушения глотательных функций и обильным слюнотечением.

Бульбарная — ослаблением и мышечным параличом при поражении ветвей и ядер лицевого нерва.

Корковая – характеризуется расстройствами в произношении слогов с сохранением самой словесной структуры. Нарушается иннервация речевой мускулатуры, артикуляции.

Мозжечковая  — отмечается растянутая, скандированная речь, меняется громкость и модуляция тембра.

Подкорковая  — проявляется гиперкинезом, непроизвольными выкриками, нарушениями голосовой силы, тембра, расстройством напряжения мышц, ритмичности и голосовой интонации.

Стертая  — характеризуется порезами отдельных групп мышц. Звукопроизношение нечеткое, смазанное, отмечается дисфония.

Логопедическая коррекция: логопедический массаж, направленный на нормализацию мышечного тонуса (пассивная гимнастика), снижение гиперкинезов, что способствует улучшению питания тканей, проводимости нервной ткани, возбудимости и реактивности мышц, вызывании рефлексов. Логопедические занятия направены на затормаживании непродуктивных кашлевого и рвотного рефлексов, преодоление гиперсаливации, формирование навыков управления дыханием, постановку звуков, подбор оптимального темпа речи, формирование просодической стороны речи, коррекция звукопроизношения.

  1. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Нарушено произношение любой из фонем родного языка.

Всех форм: Мономорфная, Полиморфная, Физиологическая, Органическая (коррекция Ринолалии), Функциональная.

Логопедическая коррекция: целью логопедического массажа служит активизация  мышц периферического речевого аппарата. Логопедические занятия направлены исправление произношения звуков, коррекцию тембра голоса, формирование правильной артикуляции (формирование правильного физиологического и речевого дыхания), формирование коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции речи, профилактику дислексии, дисграфии, расширение словарного запаса ребенка, формирование слухового внимания.

  1. Дисграфия — сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Оптическая – несформированный образ буквы

Акустическая — проявляется в замене букв, при этом в устной речи звуки произносит правильно.

Артикуляционно-акустическая — не правильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.

Аграмматическая — связана с недоразвитием грамматического строя речи.

На фоне языкового синтеза  — перестановка букв или слогов; написание лишних букв в слове; повторение букв или слогов; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; произвольное дробление слова.

Логопедическая коррекция: развитие фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса), различение навыков звукового анализа, работа над звукопроизношением (устранение недостатков в произношении фонем) , развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, слуховая и произносительная дифференциация звуков.

  1. Логоневроз — судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.

Тонический логоневроз  — непроизвольные паузы в речи или затяжное, удлиненное произнесение тех или иных звуков.

Клонический логоневроз  — частое повторение отдельных слов, слогов, звуков.

Логопедическая коррекция: основной целью является нормализация функций речевого круга: точечный (акупрессурный массаж), создание охранительного речевого режима, регуляция эмоционального и мышечного состояния, обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления, развитие моторных функций  и координации слова, формирование фонационного (речевого) дыхания, работа над плавностью речи в различных ее формах, развитие интонационных характеристик речи, формирование стойкой мотивации к преодолению дефекта.

Выявление нарушения речи

Диагностика нарушения речи предполагает комплексное обследование ребенка специалистами: детским неврологом, детским психологом, детским психиатром, логопедом, отоларингологом.

Проводится КТ головного мозга, исследования уровня слуха, МРТ, ЭЭГ, психологическое тестирование и другие методики по показаниям.

Записаться на прием

Центр неврологии принимает пациентов из России и стран СНГ, включая Казахстан. Из Костаная, Уральска, Актобе к нам можно добраться за 4-10 часов наземным транспортом. Также мы ждем пациентов из Астаны, Алматы, других городов Казахстана.

Чтобы узнать больше о программах по коррекции нарушения речи, задать вопросы о работе Центра и записаться на прием, заполните форму ниже, и мы перезвоним вам в течение рабочего дня. Или напишите на электронную почту, указанную в контактах.

Приезжим пациентам мы оказываем помощь в поиске съемного жилья поблизости от Реацентра.

Заказать обратный звонок

Сервис звонка с сайта RedConnect